user

Внутри и вне картины: история пространства в живописи

преподаватель: Александр Евангели

payBox0

Проблема передачи пространства в плоскости изображения во все времена являлась одной из ключевых задач искусства.

Впервые картину как окно и зеркало реальности изобрели живописцы Ренессанса, показав бесконечность пространства с помощью линейной, воздушной и световой перспектив. Но к середине XIX века это изобретение вызывает сомнения у художников своей иллюзорностью.

Так, Эдуард Мане исследуя разные аспекты живописного пространства: внутренний свет, глубину, границы и горизонт, а также саму музейную традицию существования живописи, убеждается в том, что причиной их соорганизации в привычном нам виде является сама субъективная культурная среда.

Поль Сезанн своим аналитическим подходом к живописи подтолкнул Матисса и кубистов, а также множество других художников к поиску новых форм изображения пространства. Русский авангард еще радикальнее отнесся к картине — как к реальности иных пространственных форм.

В 1940-50е годы необходимость разрыва с ренессансной иллюзией заново осознали художники нью-йоркской школы. Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнет Ньюман и их единомышленники искали альтернативу уже самому пространственному представлению. Порвав с ренессансным иллюзионизмом, их живопись неожиданно открыла реальность медитативного переживания цвета и трансовой музыки, нового техногенного видения, военной аэрофотосъемки и абстракций спутниковых снимков.